Благословенен праздник жертвоприношения!

22 августа мусульмане отмечают один из трех великих праздников – Курбан-байрам - день окончания хаджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Об истории праздника, о том, как отмечают его сегодня, чем живут мусульмане в Забайкалье, как строится в целом национальная политика в регионе, мы поговорили с председателем Забайкальской региональной общественной организации «Союз народов Таджикистана» Абдугаффором РАХИМОВЫМ.

– Абдугаффор Абдурахмонович, сегодня в Интернете много противоречивой информации об истории праздника, о традициях, обычаях. По каким правилам отмечают Курбан-байрам мусульмане? Правда ли, что разные народы празднуют по-разному?

– Курбан-байрам отмечают все мусульмане мира, не важно, какой ты национальности, на каком языке говоришь. Вообще, мы следуем Корану. Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам. Доказывая свою любовь к Всевышнему, он пообещал, что если бы тот приказал, он принес бы в жертву даже сына. До преклонного возраста пророк не имел детей, но за любовь и послушание Бог подарил ему сына Исмаила. Однажды во сне ангел Джабраил напомнил Ибрахиму про обещание Всевышнему. Не посмев противиться желанию Аллаха, тот отправился в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, он лишь молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва была заменена бараном. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы). В странах, где ислам является государственной религией, Курбан-байрам – праздничный день, его отмечают четыре–пять дней, в Турции и Катаре – десять дней, в Саудовской Аравии – две недели. В Гане, Нигерии и Уганде Курбан-байрам празднуют три дня. Он является официальным праздничным днем в Адыгее, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Татарстане и Чечне.

– Кто совершает паломничество?
– Следуя главным постулатам ислама, каждый верующий мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку, самое священное для ислама место, расположенное в Саудовской Аравии.

На протяжении целых суток мусульмане стоят у священной горы, проводя все это время в молитвах. Ежегодно там собираются до десяти миллионов человек, и каждый должен принести жертву. Тысячи тонн мяса передаются потом жителям африканских стран.

– Мусульмане Забайкалья совершают паломничества?

– Конечно. Из Забайкалья в этом году только от таджикской диаспоры отправились 12 человек. В прошлом году делегация состояла из 30 человек. Надо понимать, что это очень ответственное мероприятие. В Мекке паломники облачаются в саваны, ведь человек, отправившийся в хадж, а значит, выполнивший все требования, считается новорожденным, чистым. У меня и мама, и брат были в паломничестве в 2000 году. Они ежегодно забивают быков, баранов. В Таджикистане нет верблюдов, а вообще, можно и верблюда пожертвовать.

– Что делают те мусульмане, которые в этот праздник остались дома?

– При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть праздничную одежду. В мечети совершается праздничная молитва, разъясняется происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. Животному должно быть не менее года, оно должно быть здорово и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека или корову (верблюда) – не более чем от четырех человек.

Пожертвования делают состоятельные люди. Чтобы тебя таковым признали, ты не должен иметь долгов, а состояние должно составлять 366 граммов серебром либо 87 граммов золотом. В прошлом году эти данные пересчитывали на российские деньги. Получилось, что состояние, превышающее 200 тысяч рублей, обязывает мусульманина провести Курбан-байрам. Зарезав животное, одну его часть оставляют себе, две раздают малоимущим, нуждающимся. Причем человек, делающий пожертвование, должен забить животное сам или присутствовать при этом.

Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой желающий. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким, так как это считается благословенным и желательным.

– Как в мусульмане Читы отмечают этот праздник?

– К празднику обязательно готовятся. Так же, как православные встречают Пасху, у нас красят яйца, готовят сладкие блюда. А праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде по традиции желательно совершить ритуальное омовение, надеть новую одежду. Я вспоминаю, как в детстве накануне праздника мать будила нас в три часа ночи, уже готова была горячая вода. Вот она помоет нас, оденет в красивые отглаженные наряды, и мы с пакетиками с утра ходим по улицам, кричим, всех поздравляем, нас угощают разными вкусностями. И до сих пор эта традиция сохранилась.

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить соседям и родственникам, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Жертва приносится сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня.

После молитвы люди из мечети отправляются на кладбище, чтобы помолиться за упокой своих близких. Потом дома читают молитвы и отправляются к тем, кого недавно постигло горе, у кого скончался близкий человек. Там молятся за упокой его души. Далее наносят визиты тем, кто делает пожертвования. Мы все между собой общаемся и знаем, где нас ждут. Хозяин с открытым сердцем и распростертыми объятиями встречает гостей, потому что рад, что Всевышний дал такую возможность. Это самый светлый праздник в исламе. Всего у нас три важных праздника – Рамадан-байрам, Курбан-байрам и каждая пятница. Эти праздники мы ждем с нетерпением. Никогда в эти дни не ругаемся, не обижаем никого, чтобы не обидеть Всевышнего.

– В последнее время празднование Курбан-байрама в некоторых немусульманских странах вызывает негативное отношение у правозащитных организаций, политиков, деятелей культуры и простых жителей, которые опасаются за то, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Недовольства вызваны способом забоя жертвенных животных. Возникают у нас в городе такие проблемы?

– Нет, все давно отработано. В мечеть привезут баранов, состоятельные мусульмане их выкупят. В мечети есть специальное место, чтобы не забивать животное на глазах у всех. Часть мяса оставят в мечети, а нуждающиеся читинцы уже знают, как обратиться за пожертовованием.

– Вы возглавляете не отдельную диаспору таджиков, а Союз народов Таджикистана. С чем это связано?

– Таджики всего края поддерживают между собой тесные связи. Более того, в регионе еще с советского времени жили разные народы Таджикистана. Например, забайкальский город Краснокаменск и наш город Чкаловск считались в советское время побратимами. Их объединяла одна дирекция атомного предприятия по добыче урана. Из Таджикистана тогда в Краснокаменск приехали и немцы, и татары, и корейцы. В Первомайске был завод цветных металлов, и у нас в Таджикистане работало подобное предприятие, дирекция у них была одна. Представители этих народностей знают меня, ко мне обращаются по любым вопросам, в том числе по поводу оформления регистрационных документов. Я выхожу на генеральное консульство, потому что являюсь членом консультативного совета консульства по Дальневосточному округу.

– Можно провокационный вопрос? Сменилось руководство Ассамблеи народов Забайкальского края. Вы, как представитель таджиков, какой видите свою роль в ней?

– Я член президиума Ассамблеи. Сразу после смены руководства в Ассамблее были созданы комиссии, выполняющие те или иные задачи. Я возглавляю комиссию по образованию. Работа уже ведется. К примеру, я обратился в Министерство образования края, в Общественную палату с предложением, чтобы каждый представитель диаспоры провел в вузах, ссузах Читы встречи со студентами. Молодежь должна знать особенности культуры, быта народов, которые населяют Забайкальский край. Все идею поддержали. Есть рабочий план. В прошлом учебном году мы принимали участие в фестивалях дружбы народов, которые состоялись во многих учебных заведениях. Я вижу, что студенты готовятся к выступлениям, есть интерес, но налицо то, что у них недостаточно знаний.

В советские времена все дети Союза, независимо от национальности, знали литературу и культуру всех республик СССР. Мы знали киргизских, дагестанских поэтов и писателей, учили и Шолохова, и Блока…

Еще я выступил с предложением организовать в школах, где учится большое количество детей разных национальностей, факультативы по изучению их родного языка. В предстоящем учебном году мы хотим попробовать организовать такие занятия. МИД Таджикистана нас поддерживает. Например, в читинской школе № 11 учится почти 100 таджиков. Кстати, они заняли первое место по краю в фестивале «В семье единой». Это проект театра национальных культур «Забайкальские узоры». Много детей киргизов и таджиков учатся в школах на КСК…

– Спасибо за интервью. С праздником!

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.