Ратные подвиги 41-го Селенгинского пехотного полка
В 1764 году в Тобольске – тогдашней столице Сибири – был сформирован Селенгинский пехотный полк, состоящий из двух батальонов. Их формирование происходило за счет молодых мужчин, годных к воинской службе, из числа «вводимых из Польши русских беглых людей» – староверов, получивших впоследствии имена забайкальских семейских и алтайских поляков.
Вскоре Селенгинский полк был направлен в Селенгинск, являвшийся административным центром Западного Забайкалья и важным стратегическим пунктом на восточных рубежах России. Следовательно, свое наименование полк получил еще до прибытия его на место постоянного размещения. С конца 1766 года роты полка стали прибывать в Забайкалье. Первые партии переселенцев в сопровождении воинских команд под командованием майора Зайцева и подпоручика Кожина, судя по архивным документам, обнаруженным кандидатом исторических наук В.М. Пыкиным, были поселены в русских деревнях по притоку Селенга реки Чикой, на Урлуке. Команды же были расквартированы в районе Акшинской крепости, Цурухатуйского форпоста и Доронинской слободы. А команда поручика Столбовского обосновалась в Удинском остроге. Вслед за ними прибыли все остальные воинские подразделения. К сентябрю к 1767 года передислокация всех десяти рот Селенгинского пехотного полка в Забайкалье была завершена.
Через два года, в марте 1769-го, большая часть полка была переведена в Казань, и в Забайкалье создается новая воинская часть – второй Селенгинский батальон, сформированный из остатков бывшего Селенгинского пехотного полка, Селенгинской и Удинской гарнизонных рот, а также вновь созданных воинских подразделений.
1796 год – основная дата укомплектования 41-го Селенгинского пехотного полка, рекрутами которого стали в основном новобранцы из Бурятии и Забайкалья. Все последующие годы Селенгинский полк нес гарнизонную службу, охранял границу, а в канун Отечественной войны 1812 года пешим порядком двинулся к западным границам России.
Боевое крещение полка состоялось 13 июля 1812 года в битве с французами под местечком Островно, в 26 верстах от Витебска. Храбро сражались с противником воины-селенгинцы под Смоленском, отличились в ожесточенных сражениях при Колоцком монастыре, Шевардине и Бородине 24 и 26 августа 1812 года.
Селенгинский пехотный полк отважно воевал в рядах русской армии в кампаниях 1812-1814 годов, был в числе покорителей Франции и освободителей Европы. 13 апреля 1813 года указом императора Александра I ему было пожалована особая награда – «барабанный гренадерский бой».
Славная страница в боевой биографии полка – участие в Турецкой войне 1828-1829 годов, победоносный поход за Дунай. Высочайшим приказом императора Российской державы от 6 апреля 1830 года «За боевые отличия в войну с Оттоманской Турцией и в ознаменование подвигов и отличного мужества 41-му пехотному Селенгинскому полку пожалованы знаки на головной убор с надписью «За усердие».
В апреле-августе 1849 года на территории Австро-Венгрии полк принял участие в боевых действиях с повстанческими отрядами венгров. Весной 1853 года воины-селенгинцы участвовали в новом походе русской армии в Придунайские княжества и 18 октября 1853 года отличились в Ольтеницкой битве с турками. В ожесточенной схватке 130 бойцов погибли, около 360 солдат и офицеров были ранены. Шестьдесят четыре воина Селенгинского и Якутского полков, наиболее отличившиеся в боях, стали кавалерами Георгиевских крестов – высшего знака отличия солдат российской армии.
Вновь отличились ратоборцы Селенгинского полка во время Крымской войны 1854-1856 годов. Десять месяцев они отважно сражались на 2-м и 3-м бастионах, храбро бились с врагами в Инкерманском сражении, стояли насмерть на Малаховом кургане, выстояли под пятью непрерывными вражескими бомбардировками и отбили три яростных штурма объединенных франко-англо-турецких войск.
За примерную стойкость, личное мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, приказом императора полку было пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За Севастополь 1854 и 1855 гг.». Знамена с черно-оранжевыми лентами у древка были дарованы четырем батальонам полка, а еще раньше 24 храбрецам были вручены Георгиевские кресты.
Новая Турецкая война 1877-1878 годов вновь стала суровым испытанием для солдат и офицеров Селенгинского полка. Тогда за ратные подвиги селенгинцам были вручены Георгиевские серебряные трубы с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов».
После завершения Турецкой кампании 1877-1878 годов Россия в XIX столетии не вела ни больших, ни малых войн. После возвращения с Балкан на родину для воинов Селенгинского полка начались повседневные армейские будни, связанные с лагерными сборами и дальними переходами. В 1882 году селенгинцам пришлось усмирять крестьянские волнения в Ровенском уезде, а в 1885-м – охранять железную дорогу.
В 1896 году отмечалось памятное и знаменательное событие в истории полка – столетие создания 41-го пехотного Селенгинского полка. Эта праздничная дата пришлась на 19 ноября. Вся российская армия чествовала юбиляров.
Первая российская революция 1905-1907 годов тоже всколыхнула солдат Селенгинского полка. Многие из них стали участниками мятежа. После подавления восстания пятнадцать человек были расстреляны, тридцать два приговорены к пожизненной каторге, девятнадцать – к трем годам дисциплинарного батальона. К сожалению, на этой драматической странице и обрывалась летопись Селенгинского полка, написанная в свое время ветеранами и изданная в 1906 году, в канун 110-летней годовщины со дня образования полка.
Сведений о последующих десятилетиях в истории селенгинцев нет. Хотелось бы знать об участии воинов-селенгинцев в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. Воевал ли полк на фронтах Первой мировой войны? Как отразились на судьбах воинов бурные события Февральской и Октябрьской революций 1917 года, гражданской войны? Однако восстановить эти сведения довольно непросто. Тем более, что события октября 1917 года переломили ход истории – старые царские воинские формирования были распущены и фактически прекратили свое существование. Но память о ратных подвигах солдат и офицеров Селенгинского полка осталась жить, она передавалась из поколения в поколение.
Название Селенгинского полка увековечено на стенах Георгиевского зала Московского Кремля. Памятью о мужестве воинов этого полка, участвовавшего в обороне Севастополя во время Крымской войны 1854-1856 годов, стало название одной из улиц легендарного города – Селенгинская. Был и другой памятник воинам-забайкальцам – «Селенгинский редут». Селенгинскому полку был поставлен памятник и в румынском городе Ольтеницы, на левом берегу Дуная. Это мраморная пирамида с чашей и крестом, воздвигнутая солдатам и офицерам полка за мужество и отвагу, проявленные в сражениях во время войны с турками на Балканах в 1853 году. В кровопролитной битве с турецкими янычарами селенгинцы потеряли 130 бойцов, были ранены около трехсот солдат и офицеров.
В 1883 году на народные деньги в Москве был возведен Храм Христа Спасителя – как исторический памятник событиям Отечественной войны 1812 года. Деньги вносили оставшиеся в живых ветераны – участники всех этих баталий, их родственники и потомки. Внесли свою лепту и жители Селенгинска, а также Верхнеудинска, Кяхты и Баргузина. В общий котел вложили свои сбережения жители и других русских, бурятских и даже эвенкийских селений.
На 177 мраморных плитах Храма начертаны названия сражений, наименования отличившихся в боях воинских частей и воинов, награжденных за мужество и отвагу, а также фамилии всех участников боевых действий, убитых и раненых. Ратные заслуги 41-го Селенгинского пехотного полка увековечены золотыми буквами на 24-й плите Собора. Текст гласил, что полк «отмечен за отличия в сражениях при Красном, Смоленске, Добром, Уварове, Кутькове, Ржавке, Никулине, Мерлине, Корытне, Еськове, Ворошках, Лоськине 2-6 ноября 1812 года».
Сотни отважных воинов-селенгинцев, защищая Отечество, сложили там свои головы. Вечная им память и слава!
Анатолий АКСЕНТЬЕВ, казачий полковник, член Суда чести Забайкальского казачьего войска (п. Селенгинск)Республики Бурятии