Спектакль «Ханума»: сватовство состоялось
Вопреки сложившейся традиции писать о премьере с кратким изложением сюжета и разбором сыгранных ролей - на сей раз делать этого не буду. Оценить новый музыкальный спектакль “Ханума” и игру артистов Забайкальского драматического театра, представших на сцене ОДОРА в музыкальном амплуа, даю возможность зрителям. В данной же статье хотелось бы представить человека, осуществившего постановку этой насыщенной колоритным юмором комедии.
Режиссёр-постановщик музыкальной комедии «Ханума» Олег Портнягин - человек для читинских театралов новый. Поэтому в этой статье речь пойдёт преимущественно о нём.
В постоянном творческом поиске
Наша встреча состоялась при участии директора Забайкальского драмтеатра Юрия Пояркина. В настоящее время Юрию Ивановичу приходится «быть и тут и там». Каким-то непостижимым образом он успевает одновременно не только контролировать ход работ по капитальной реконструкции театрального здания, организовывать репетиции, прогоны и спектакли на 3 площадках - в ЗИПе, на сценах ОДОРА и «Забузоров», а также премьерные показы в нынешних непростых условиях, но и заниматься кадровой политикой, привлекая творческих людей. Вследствие последнего в забайкальском драматическом театре и стала возможной постановка очередного музыкального спектакля.
Почему очередного? Читинские театралы могут назвать немало постановок, в которых актёры забайкальского театра драмы проявляли свои музыкальные таланты. Включая вечера памяти Владимира Высоцкого, капустники и другие концертные программы, а также - онлайн-концерты во время ковидного карантина.
Что же касается участия в музыкальных спектаклях, то в 2006 году композитор Александр Журбин доверил премьерную постановку своего мюзикла «Деревня дураков» именно труппе нашего театра. Так что читинские драматические артисты имеют достаточный опыт и обладают музыкальными навыками.
Но московскому режиссёру-постановщику Олегу Портнягину предстояло сделать открытие и узнать уже на месте, что драматические актёры из Читы имеют такой большой потенциал и обладают чувством музыки и ритма. Прежде Олегу Львовичу, получившему музыкальное образование, приходилось работать только с коллективами музыкальных театров.
Уроженец города на Неве, вырос Олег Портнягин в Сибири, на юге Красноярского края. Когда по окончании школы встал вопрос о получении дальнейшего образования, то он без колебаний определился с выбором и поступил в Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. А дальше получилось как в известной песне, только с точностью до наоборот. Поступил Олег Портнягин в ордена Ленина Ленинградскую, а завершил обучение уже в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Понятно, что из претерпевшего в ходе исторических изменений названия учебного заведения был убран орден Ленина.
Ещё во время учёбы студент 4-го курса Портнягин попадает в Улан-Удэнский театр оперы и балета, а затем пробует свои силы в Иркутском театре им. Н. М. Загурского. И начинает ставить первые музыкальные спектакли, включая «Проделки Ханумы». Затем последовали музыкальные постановки на сцене Северского (что находится рядом с Томском) и Красноярского музыкальных театров.
А потом как художник, находящийся в постоянном поиске, Олег Портнягин уезжает в Москву и начинает ставить музыкальные спектакли на сцене Московского детского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва
Этот театр с довольно оригинальным и неординарным репертуаром начинался с театральной студии, которых возникло превеликое множество в горбачёвскую перестройку. Но театрами из них стали только четыре, включая и Чихачёвку.
Для того чтобы попасть на спектакли театра, зрители приобретают билеты заранее, за несколько месяцев, потому как здесь имеют место быть всевозможные неожиданные решения и творческие эксперименты. В том числе весьма своеобразно создаётся эффект присутствия.
К примеру, спектакль «Униженные и оскорблённые» ставится в фойе театра, а зрительские места располагаются по диагонали под углом. Театральное действо начинается с того, что из темноты выползают нищие и, ползая среди ног несколько шокированных зрителей, сидящих в первом ряду, поют: «Подайте»... А в финальной сцене, когда умирающая героиня уплывает на лодке в небесное царство, её провожают те люди, которые её окружали при жизни. Они же раздают горящие свечи зрителям первого ряда, таким образом вновь создавая эффект присутствия. Как и в спектакле «Тарзан», в котором заглавный герой периодически передвигается по зрительному залу, вызывая всеобщее оживление.
И коль уж под руководством Геннадия Александровича возможно воплощение любых, самых даже казалось бы невероятных, идей, то театральный коллектив принял как должное поездку... в Лондон. За первой последовала вторая, а за ней и третья... Всего же, вместе с театральным коллективом Геннадия Чихачёва, режиссёр Олег Портнягин побывал в британской столице четыре раза и каждый раз делал новые открытия. Днём участники коллектива посещали лондонские музеи, а в вечернее время знакомились с театрами лондонского Вест-Энда.
И если за просмотр музейных коллекций в столице Великобритании денег не берут, то билеты на театральные постановки стоят очень дорого. Поэтому нашим соотечественникам приходилось довольствоваться местами на галёрке. Что, впрочем, не доставляло особых неудобств, поскольку театры на родине Шекспира оборудованы по самым современным требованиям. Что же касается публики, то при посещении храма Мельпомены они не щеголяют изысканными туалетами. Да и гардероба режиссёр Портнягин в театральном фойе не заприметил. Похоже, лондонский Вест-Энд живёт по своим законам, и поговорка «Театр начинается с вешалки» совсем не о нём.
Зато театральное действо захватывает буквально с первых мгновений. А иначе и быть не может. Наряду с театрами Бродвея в Нью-Йорке, лондонские театры Вест-Энда являются яркими выразителями современного англоязычного профессионального театра коммерческой направленности. В постановках на фоне дорогостоящих декораций принимают участие звёзды мировой величины. Причём не на один год West End theatre становится театром одного спектакля. Постановку снимают из репертуара только в том случае, когда она перестаёт собирать аншлаги.
Что же касается актёров, то, чтобы не застрять в одном амплуа, они перемещаются из театра в театр и, получив после кастинга роль, снова начинают жить в ней на протяжении длительного времени.
В соответствии с временем
В наших же столичных (не говоря уже о провинциальных) театрах, разумеется, всё происходит несколько иначе. Каждый театральный сезон предполагает несколько премьер. Но тем не менее всё-таки в репертуаре театров есть спектакли, которые ставятся на протяжении многих лет. Так, на сцене Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского вот уже без малого четверть века идёт спектакль о проделках свахи Ханумы. Причём в том первозданном виде, в каком его поставил режиссёр Олег Портнягин. И когда поинтересовалась у Олега Львовича: «А актёрский состав-то хоть изменился?», он ответил: «Частично - да, но некоторые актёры заняты в спектакле в прежних ролях».
Конечно, за прошедшие 25 лет многое изменилось. Думается, что и зрители, сохранив верность полюбившейся театральной постановке, спустя годы испытывают уже иные чувства. И это - неизбежно. Так, при просмотре любимой рязановской комедии «Ирония судьбы», спустя те же 25 лет после её премьеры, я начала сопереживать не вспыхнувшим чувствам Нади и Жени, а от души сочувствовала Гале и Ипполиту, для которых эта новогодняя ночь обернулась крахом их надежд. Вместе со мной аналогичные чувства испытал и мой муж.
То есть суть-то фильма осталась прежней, но кардинально изменились мы сами, многое пережив в этой жизни, поэтому для нас ситуация из комичной со временем превратилась в грустную и даже - драматическую... Именно по причине смены восприятия неслучайно снимаются фильмы на тот или иной популярный сюжет (о схожих с пародией ремейках в данном случае речь не идёт) и ставятся театральные постановки.
Причём один театральный режиссёр спустя время может поставить спектакль, который будет несколько отличаться от поставленного ранее. «Иркутский» спектакль по мотивам бытовой пьесы Авксентия Цагарели Олег Портнягин поставил в начале своей режиссёрской карьеры. Но теперь, имея за плечами достаточно богатый творческий и жизненный опыт, он несколько под иным углом смотрит на многие вещи. Поэтому в нынешнюю постановку режиссёр внёс коррективы. Что несколько и отличает «читинский вариант» от «иркутской истории».
Кстати, готовясь быть во всеоружии на премьере, взялась было смотреть музыкальный спектакль «Ханума» Ленинградского Большого драматического театра, поставленный режиссёром Георгием Товстоноговым, записанный для телевидения в 1978 году. Но недосмотрела его до конца, потому как стало скучно. Чего не скажешь о спектакле в постановке Олега Портнягина, в котором актёры говорят с лёгким акцентом, передающим темперамент персонажей.
Но, в любом случае, какую бы «мораль сей басни» ни вынес для себя каждый зритель, музыкальный спектакль, поставленный по бытовой комедии Авксентия Цагарели, настроит на позитивный лад и поднимет настроение. К тому же зрителей ожидали сюрпризы. Одним из таких после премьеры стало предложение руки и сердца молодой актрисе Забайкальского драматического театра Марии Кобылкиной её молодым человеком. Режиссёр-постановщик Олег Портнягин вышел на поклон публике в белоснежной папахе, а артист Алексей Тебеньков блистательно вошёл в образ невесты...
Впрочем, в музыкальном спектакле «Ханума» блестяще воплотили образы своих персонажей актёры: Светлана Алфёрова, сыгравшая заглавную роль, Татьяна Литвинцева, воплотившая на сцене образ её соперницы, Алексей Заинчковский, Эдуард Глушков, Елена Зорина, Алексей Терёхин, Александр Слепышев, Анна Халецкая, Алексей Карташов, Ирина Нольфина...
И «Ханума», безусловно, займёт почетное место в репертуаре Забайкальского драматического театра. А в пятницу, 14 мая, музыкальным спектаклем «Ханума» завершится 81-й театральный сезон.
Со времён Великой депрессии, да и из истории нашей страны известно, что музыкальная комедия - лучшее лекарство от депрессии, в которую нас пытается вогнать реальность. С чем и остаётся пожелать своим землякам посмотреть музыкальный спектакль «Ханума» и зарядиться жизнеутверждающим позитивом.
Ирина Медведева