Павел Фадеев: «На нас равняются регионы ДФО»

Продолжая цикл публикаций о забайкальцах, получивших в сентябре из рук губернатора Государственную премию Забайкальского края за весомый вклад в развитие региона, мы представляем вашему вниманию беседу с главным врачом Забайкальского краевого клинического фтизиопульмонологического центра, главным фтизиатром Министерства здравоохранения Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, главным фтизиатром Забайкальского края Павлом Фадеевым.

– Павел Александрович, помимо того что вы занимаетесь административной деятельностью, вы являетесь еще и практикующим врачом с большим стажем. Расскажите о методе клапанной бронхоблокации, благодаря успешному применению которого вот уже на протяжении десяти лет вы стали лауреатом Государственной премии Забайкальского края.

– Действительно, я имею два практических сертификата – по энодоскопии и фтизиатрии. Основной сферой моей деятельности является лечебно-профилактическая бронхоскопия. Метод установки клапанов бронхоблокации я впервые начал применять в 2010 году. На данный момент усовершенствованием и применением метода мы занимаемся с Сергеем Демьяновичем Муратовым – главным эндоскопистом Забайкальского края.

Этот уникальный метод был разработан и впервые начал применяться у нас в России. Он представляет собой инновационную методику лечения туберкулеза легких. Забайкалье – один из немногих субъектов Российской Федерации, в котором на данный момент активно применяется эта методика. Если брать данные статистики, то только 30 % территорий освоили этот метод. Его суть заключается в следующем: через эндоскоп в просвет бронха устанавливается специальный клапан, изготовленный из резины. Срок его установки – от полугода до полутора лет. За это время в большинстве случаев происходит процесс закрытия полостей распада в легких у пациентов, больных туберкулезом. Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет без операции, с помощью малоинвазивных методов, добиться существенной динамики в состоянии больного. Клапанная бронхоблокация осуществляется под местной анестезией и с минимальным дискомфортом для больного. В большинстве случаев методика показывает хорошие результаты, и пациент спустя определенное количеств
о времени (в зависимости от степени заболевания) становится не опасным для окружающих и, по сути, излечивается от туберкулеза. После того как проведенное исследование покажет полное закрытие полости распада, мы так же безболезненно этот клапан удаляем. При необходимости мы назначаем лекарственные препараты. До того, как мы начали внедрять этот метод в нашем центре, единственным способом добиться динамики у таких пациентов была операция.

– Для каких групп пациентов в основном показан этот метод лечения?

– Методика используется в первую очередь в отношении пациентов, по тем или иным причинам уклоняющимся от лечения или не имеющим возможность длительное время принимать лекарственный препараты. Известно, что при таком заболевании курс лечения может длиться до года с необходимостью принимать по пять-шесть наименований препаратов в сутки. Зачастую речь идет о людях, ведущих асоциальный образ жизни и в силу этого не имеющих возможность регулярно и длительное время следовать терапевтической схеме лечения. Именно в отношении этой категории больных мы впервые стали применять этот метод, поскольку четко понимали, что бронхоблокация, по сути, является единственным способом их лечения. По нашим наблюдениям, улучшение в состоянии таких пациентов наступает даже при отсутствии лекарственной терапии. Кроме того, существуют и другие категории пациентов, которые в силу разных обстоятельств были вынуждены прервать курс лечения.

– В вашем центре не просто используется методику бронхоблокации, здесь она совершенствуется, что позволяет делиться опытом с другими регионами?

– Проблема на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку таких пациентов большое количество не только в Забайкальском крае, но и в масштабах Дальневосточного федерального округа и России в целом. Наш центр уже традиционно несколько лет является лидером по применению этого метода – количество подобных манипуляций составляет от 100 до 120 в год.

Радует, что наши наработки не остаются незамеченными. Так, нас отмечали на Съезде фтизиатров РФ за существенный вклад в применение метода бронхолокации. Недавно мы вышли на международный уровень – стали участниками крупнейшего конгресса Европы «Конгресс европейского респираторного общества» (ЕРС), участниками которого ежегодно становятся двадцать тысяч человек со всех уголков мира. Буквально две недели назад мне выпала честь выступить с устным докладом по этой теме в испанском Мадриде. Тема доклада вызвала большой интерес у европейских коллег, которые задавали множество вопросов, касающихся особенностей применения метода бронхолокации.

Нам оказывает большую поддержку Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза, который помогает обобщить все наработки. С нашей стороны мы проводим разнообразные исследования, постепенно привнося в методику различного рода усовершенствования. Среди территорий, на которых мы тиражируем нашу методику, – Чеченская республика, Дагестан, Республика Бурятия, регионы Дальнего Востока. Нас приглашают на выездные мастер-классы, медицинские симпозиумы, различного рода семинары. Активно ведется и научная работа – нами опубликовано множество научных работ в медицинских журналах, в том числе и международных. Научные исследования по этой проблеме легли в основу кандидатской диссертации на тему «Применение метода бронхоблокации у больных, которые прервали лечение», защита которой мне предстоит в феврале в Новосибирском государственном медицинском университете.

– В чем заключается преимущество этого метода лечения туберкулеза?

– Преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет достичь ощутимых результатов при минимальных затратах. При том что стоимость одного клапана составляет примерно 12 тысяч рублей, показатели динамики пациентов, подвергшихся этому методу лечения, позволяют говорить об его эффективности.

Разработчиком и производителем клапанов является российская компания, с которой мы на сегодняшний день плотно взаимодействуем и, в частности, помогаем им выходить на международный уровень. Мое недавнее выступление в Мадриде дает основание надеется на то, что компания-производитель клапанов сумеет получить все регистрационные документы и внедрить их использование на международном уровне. Ведь проблема заболеваемости туберкулезом остается актуальной еще во многих странах мира – это и Юго-Восточная Азия, и страны Африки, Латинской Америки. Россия, к сожалению, пока входит в число этих стран. Наша задача – приблизиться к европейским показателям по заболеваемости туберкулезом, чтобы эти случаи были единичными. Могу сказать, что в нашем регионе нам пока это удается. Так, по показателям за 2018 и девять месяцев текущего года уровень заболеваемости этим опасным заболеванием по Забайкальскому краю составил 5,2 на 100 тысяч населения, в то время как общероссийский уровень характеризуется как 5,6. Можно уже с уверенностью сказать, что уровень заболеваемости ежегодно снижается, в том числе, и благодаря методу бронхолокации. Этому, конечно же, способствует тот факт, что наши пациенты после прохождения курса становятся не опасными для окружающих.

В дальнейшем мы совместно с главным пульмонологом Забайкальского края Сергеем Анатольевичем Лукьяновым планируем расширить рамки применения этого метода. Так, с прошлого года мы приступили к изучению вопроса по возможному его применению у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких. По нашим данным, это уже приносит результаты. У пациентов существенно улучшается качество жизни, наблюдается положительная динамика. Уже через полтора месяца после установки клапана некоторые из них способны вести активный образ жизни.

Есть все предпосылки предполагать, что эффект лечебной гиповентиляции вполне может быть использован в онкологии – при лечении заболеваний бронхолегочной системы.

– В ваш адрес поступает множество благодарственных писем из регионов нашей страны. Мой взгляд упал на благодарность из Чеченской республики. Вы сотрудничаете с ними?

– Да, мы очень плотно сотрудничаем в этом вопросе с Чеченской республикой. Я сам неоднократно посещал их медицинские центры с целью установки пациентам клапанов бронхолокации. По отзывам наших коллег, мы получаем хорошие результаты лечения. Кроме того, мы курируем на территории Чеченской республики еще два проекта. Один из них – это организация профилактических осмотров населения на туберкулез, в основе которого лежит уникальный опыт Забайкальского края. Кроме того, благодаря непосредственной поддержке президента республики Рамзана Кадырова там планируется открытие Центра хранения патологии рентгеновских снимков, в который будет стекаться вся информация с цифровых флюрографов на основе единой базы данных. Это уникальный проект позволяет существенно повысить процент выявления заболевания благодаря тому, что более опытные врачи будут иметь возможность пересматривать сохраненные изображения. Центр откроется в конце ноября этого года.

– Возможно ли применение подобной практики на территории нашего региона?

– Безусловно, те проекты, которые мы помогаем реализовывать на других территориях, должны быть внедрены и у нас. Тем более, что в Забайкальском крае на данный момент существуют все предпосылки для того, чтобы наш регион стал центром противотуберкулезной помощи на территории Дальнего Востока. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что по многим вопросам регионы Дальневосточного федерального округа ориентируются на опыт Забайкальского края. Учитывая, что ситуация по заболеваемости туберкулезом не совсем благоприятная по всей территории ДФО, нам необходимо наращивать наше взаимодействие по этим вопросам. Я полностью разделяю мнение моих коллег из других регионов, что на территориях ДФО необходимо активно внедрять все лучшие разработки в этой области.

Со своей стороны я должен оправдать то высокое доверие, которое было оказано мне со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации в связи с назначением меня на должность главного фтизиатра Дальневосточного федерального округа. Сегодня на нас смотрят все регионы ДФО, и мы просто обязаны идти только вперед.

Хорошим подспорьем в этом станет строительство нового туберкулезного центра в столице нашего края в период с 2022 по 2025 годы. На данный момент разрабатывается проектно-сметная документация, которая должна быть готова до конца текущего года. На эти цели была выделена субсидия из средств развития Дальнего Востока. Это будет современное сооружение, построенное и оборудованное с соблюдением всех необходимых требований. В центре будет предусмотрено эндоскопическое отделение, где мы будем иметь возможность более широко использовать метод бронхоблокации в том числе. Это будет способствовать привлечению пациентов с других территорий ДФО.

Тот факт, что сейчас мы позиционируем себя как центр фтизиатрии Дальнего Востока, ко многому обязывает. И мы должны этот уровень держать.


Наша справка

Метод клапанной бронхоблокации был разработан Арнольдом Левиным, врачом Алтайского краевого противотуберкулезного диспансера. Сегодня его метод лечения осложненного туберкулеза применяют во многих регионах России.
Для того чтобы палочка Коха погибала в организме пациента, нужно перекрыть ей доступ кислорода. За два последних столетия врачами было предложено несколько таких способов. Пробовали поджать легкое, чтобы оно уменьшилось в объеме, перевязывать и ушивать бронхи. Все эти манипуляции были очень болезненными, поэтому перенести их мог далеко не каждый пациент.

Метод клапанной бронхоблокации предлагает создать коллапс не снаружи, а внутри легкого. Специальный клапан, который эндоскопист устанавливает под местным обезболиванием, выключает часть органа из акта дыхания. В результате воздух оттуда выходит, а обратно не попадает. Легкое становится меньше в объеме, края каверны закрываются и заживают. В это время здоровая часть легкого продолжает работать в прежнем режиме.

Екатерина СКОРОХОД
Фото из личного архива Павла Фадеева

 

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.